Статистика демонстрирует, что в последние два года объем петербургского рынка платных медицинских услуг растет быстрее рынка добровольного медицинского страхования. Отставание ДМС объясняется целым рядом причин, но более существенным представляется то, что медицинский и страховой рынки исчерпали потенциал своего взаимодействия.
Основным сдерживающим фактором развития ДМС является дефицит качественных медицинских услуг
Статистика демонстрирует, что в последние два года объем петербургского рынка платных медицинских услуг растет быстрее рынка добровольного медицинского страхования (ДМС). Отставание последнего объясняется целым рядом причин. Рынок медицинских услуг является остродефицитным, а рынок ДМС - высококонкурентным. Соответственно, рост цен на медицинское обслуживание опережает рост цен по ДМС. Кроме того, платная медицина постепенно выходит из "тени", что также добавляет определенный процент к официальной цифре роста рынка этих услуг. Однако более существенным представляется то, что в нынешнем виде медицинский и страховой рынки, похоже, исчерпали потенциал своего взаимодействия. За счет цены Отечественная система ДМС ориентирована на работу с корпоративными клиентами: с юридическими лицами работать и проще, и дешевле, чем с физическими. Сегодня более 90% полисов (а в некоторых компаниях - до 98%) приобретаются руководителями крупных предприятий для своих сотрудников. Однако количество крупных корпораций в Петербурге не безгранично, а потому страховой рынок рано или поздно должен был прийти (и пришел) к самой бесперспективной - ценовой конкуренции. Но ресурс для ценового маневрирования весьма ограничен. Ценовые уступки за счет собственной маржи не могут быть бесконечными: по словам генерального директора компании "Капитал-Полис" Алексея Кузнецова, страховая компания работает рентабельно в том случае, если выплаты не превышают 70% совокупных страховых премий. Стремясь к минимизации расходов, страховые компании неизбежно начинают снижать качество своего продукта, уменьшая количество включенных в программу услуг и выбирая самые недорогие лечебные учреждения. Но этот путь "совершенствования" страхового продукта не имеет перспективы. Качество оказываемых на этом рынке услуг является определяющим конкурентным преимуществом по отношению к существующей системе обязательного медицинского страхования. Не стыкуется Проблема дефицита качественного предложения на рынке медицинских услуг является ключевой для развития ДМС. Медицинский рынок Санкт-Петербурга развит крайне неравномерно. Единственным сектором рынка медицинских услуг, где можно говорить о реальной конкуренции и где страховые компании более или менее удовлетворены качеством предлагаемых услуг, является стоматология (соответствующих клиник в городе несколько сотен), а также частная "Скорая помощь". "Мы, как клиника, вторичны на рынке ДМС, а потому, при количественном и качественном развитии страховых продуктов, адаптируемся к новым условиям", - обозначила свою позицию Валентина Несватова, директор стоматологической клиники " Вероника". Гораздо сложнее выстраиваются отношения страховых компаний с лечебными учреждениями широкого профиля. Эта часть рынка до сих пор остается несформированной, конкуренция наметилась лишь в ее верхнеценовом сегменте после недавнего открытия элитных клиник "Скандинавия", MEDEM, создания поликлиники MEDИ. Лидеры страхового рынка немедленно отреагировали на насыщение элитного сегмента созданием новых страховых программ. Однако, по их признанию, полисы уровня "элит" рассчитаны на единичные продажи "лично руководителям предприятий, которые страхуют коллективы по обычным программам". Несмотря на высокую стоимость страхового продукта (свыше 2 тыс. долларов), он не особо интересен для страховых компаний: слишком велика сумма возмещения (около 10 тыс. долларов), ограничено их число, а потому высок риск убытков. При продаже полисов, ориентированных на массовый сегмент рынка, тарифы большинства частных клиник воспринимаются страховщиками как "чрезмерно высокие". Основная часть "стандартных" страховых программ рассчитана в основном на получение услуг в хозрасчетных отделениях ведомственных и городских лечебных учреждений. Доля услуг пациентам с полисами ДМС в некоторых из них до сих пор составляет 50% от общего объема платной помощи. Поскольку количество медучреждений с умеренными ценами ограничено, их руководство строит диалог со страховыми компаниями в довольно жесткой манере: либо вовсе не предусмотрены скидки по тарифам, либо расценки при безналичном расчете оказываются несколько выше базовых. Однако основной проблемой является не ценовой диктат государственных и ведомственных медучреждений, а низкий уровень сервиса. "Государственные медицинские учреждения, хотя и смогли закупить хорошее оборудование, провести ремонт платных отделений, изменить мотивацию врачей, медицинских сестер, организовать хорошее сервисное обслуживание еще долго не смогут. Пациент, заплатив за полис ДМС, требует иного, чем в госучреждении, отношения. А страховая компания из-за небольшой стоимости страховки может направить его только в государственное ЛПУ", - рассуждает Сергей Ануфриев, заместитель генерального директора клиники "Скандинавия". Страховые компании оказываются в своеобразных тисках. Медицинский рынок может им предложить либо прекрасный сервис по цене, слишком высокой для застрахованных и невыгодной для самих компаний, либо умеренные цены и уровень сервиса, раздражающий клиентов. Попытка спасения "Постепенно для страховых компаний стал очевиден тот факт, что этап ценовой конкуренции уже пройден. Нижний ценовой предел достигнут, и для выживания необходимо задействовать другие инструменты. Одним из таких инструментов стало открытие собственных медицинских центров", - говорит Дмитрий Филатов, старший партнер агентства BusinessVision. В 2002-2003 годах страховые компании попытались восполнить образовавшуюся на рынке брешь: ряд из них либо открыли собственные медицинские центры для своих клиентов ("Медэкспресс", "Капитал-Полис", "Росно"), либо приняли долевое участие в строительстве крупных клиник (речь идет о компании "РЕСО-Гарантия" и клинике "Скандинавия"). Сами представители страхового рынка расценивают этот шаг как вынужденный, противоречащий мировому тренду распространения аутсорсинга: освоение нового, хотя и смежного, рынка отвлекает силы от основного вида деятельности. "Нам было бы удобнее работать по договору с лечебными учреждениями, при условии что они будут предоставлять качественные услуги по разумной цене", - поясняет Алексей Кузнецов. Сейчас уже можно констатировать, что одна из поставленных перед центрами задач - экономия на издержках - невыполнима. Собственный центр, равно как и стационар (пока единственный в городе - у компании "Капитал-Полис" на арендованных у ЦМСЧ-122 площадях), - удовольствие дорогостоящее, требующее значительных вложений. На первый план, соответственно, выдвигается другая задача - использование медицинских центров в качестве сильных маркетинговых инструментов. Таким образом, попытки страховых компаний создать конкурентную среду и ослабить диктат многопрофильных клиник пока не приводят к успеху. "Наш центр, и в первую очередь уникальное оборудование, стоит сегодня 45 млн долларов. Кому по карману такие вложения?" - сказали корреспонденту журнала в медицинском центре "Адмиралтейские верфи". Как говорит директор медицинского центра "XXI век" Анна Соколова, медицинским учреждениям страховых компаний невозможно конкурировать со специализированными. "У нас совершенно разные задачи, - отмечает она, - медицинские центры страховых компаний - скорее операционная система для координации лечения пациентов". Скепсис руководителей медицинских учреждений основан на том, что центры страховых компаний в большинстве своем пока могут обеспечить лишь первичный осмотр, наблюдение терапевта и не требующие высоких вложений обследования (лабораторные анализы, УЗИ, рентген). В более сложных случаях страховые компании будут вынуждены направлять своих пациентов в те же многопрофильные клиники, что и раньше. Ситуация вряд ли изменится в ближайшие годы: любые существенные инвестиции в техническое оснащение неминуемо приведут к тому, что центры страховых компаний утратят свой основной смысл (предоставление сервисных услуг по разумным расценкам и с приемлемым качеством). Скорее всего, они будут существовать в нынешнем (нешироком) виде до тех пор, пока рынок медицинских услуг наконец не сформируется полностью. "По мере совершенствования частных медицинских учреждений в Петербурге собственные медицинские службы при страховых компаниях либо станут самостоятельными рыночными компаниями, либо будут ликвидированы", - прогнозирует Сергей Ануфриев. Елена ДЕНИСЕНКО
Вся пресса за 6 апреля 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
13 ноября 2024 г.
|
|
Медвестник, 13 ноября 2024 г.
Скупой платит дважды: может ли быть эффективным бесплатное лечение без бесплатных лекарств?
|
|
Национальное аграрное агентство, 13 ноября 2024 г.
В России отмечен рост страхования сельхозживотных с господдержкой
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 13 ноября 2024 г.
В Челябинской области в три раза выросло число застрахованных сельхозживотных
|
|
Парламентская газета, 13 ноября 2024 г.
Оформить ДТП можно будет на «Госуслугах»
|
|
Интерфакс, 13 ноября 2024 г.
Страховщик Allianz увеличил квартальную чистую прибыль почти на четверть
|
|
НТВ, 13 ноября 2024 г.
Максимальный срок ремонта автомобиля по ОСАГО может вырасти
|
|
СибМедиа, 13 ноября 2024 г.
Страховщики взыскали за пожар в томской «Ленте» свыше 1,2 млрд рублей
|
|
korins.ru, 13 ноября 2024 г.
За 9 месяцев 2024 года сумма накладных судебных расходов выросла более чем на треть
|
|
Коммерсантъ, 13 ноября 2024 г.
Автосервисы попали под санкции
|
|
Коммерсантъ-FM, 13 ноября 2024 г.
Утечки данных вносят в страховку
|
|
ПРАЙМ, 13 ноября 2024 г.
Страховщики намерены повысить натуральное возмещение при ремонте по ОСАГО
|
|
Российская газета, 13 ноября 2024 г.
Ремонтировать машины по ОСАГО будут дольше
|
12 ноября 2024 г.
|
|
Компания онлайн, 12 ноября 2024 г.
ОСАГО на день — и нет проблем
|
|
ГТРК Самара, 12 ноября 2024 г.
Житель Самарской области пойдет под суд за обман страховой на 400 тыс. рублей
|
|
Коммерсантъ-Самара, 12 ноября 2024 г.
Жителя Отрадного подозревают в мошенничестве в сфере страхования
|
|
SecurityLab, 12 ноября 2024 г.
Утечка данных? Страховка возместит: новая защита россиян с 2025 года
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 12 ноября 2024 г.
В Нижегородской области за год осуждены две группы страховых мошенников
|
 Остальные материалы за 12 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|